SENIM

Притчи Соломона 5 глава, 1-15 стихи

0:00 / 0:00

Комментирует

священник Стефан Домусчи.

Как многим известно, Священное Писание Ветхого Завета уже во втором веке до Рождества Христова было переведено с еврейского языка на греческий. Естественно, подавляющее большинство православных византийских авторов читали и комментировали именно греческий текст, который назывался Септуагинтой. Современный синодальный перевод делался с текста еврейского, хотя в ключевых моментах учитывался и греческий. Казалось бы, какая обычному человеку разница, какой текст лежал в основе, ведь главное, чтобы был понятен смысл! Но в том-то и дело, что смысл от перевода к переводу может отличаться, иногда тонкостями и акцентами, а иногда и довольно существенно.

С подобными трудностями мы можем столкнуться читая сегодняшний отрывок. Из новозаветных текстов мы узнаем, что Бог есть любовь. На страницах Писания Он может быть требовательным и даже строгим, но мы знаем — все, что Бог делает, Он делает с любовью.

Однако сегодняшнее чтение начинается со странного выражения: «Если над кощунниками Бог посмеивается, то смиренным дает благодать». При чтении этих слов, сразу возникает вопрос: как Бог может посмеиваться? Если в строгости Отца мы можем увидеть любовь, которая уберегает нас от ошибок и вреда, который мы можем себе причинить, то в насмешке можно увидеть лишь желание унизить и посмеяться. С другой стороны кощунники — это те, кто глумится над святыней, что в них может быть смешного, их поведение скорее возмутительно! Обращение к славянскому тексту, который воспроизводит греческий, несколько проясняет смысл, потому что эта же фраза звучит здесь так: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Получается, что человеку, который превозносится над другими, противится Бог. Это кажется естественным, но почему это так? Если же мы обратимся к еврейскому подлиннику, мы увидим, что действие Бога и действие человека передаются одним и тем же словом. Говоря о человеке, это слово перевели как «кощунник», а в случае с Богом «насмешник». Иными словами, действие Божие оказывается симметрично состоянию человеческой души. Именно это имеет ввиду Христос, когда говорит: «каким судом судите, таким и вас будут судить». Примеров можно привести множество, но суть их сводится к одной важной мысли: мы сами выбираем каким будет наше сердце. И если человек выбирает противостояние Богу, ему будет казаться, что Бог противостоит, буквально противится ему. При том, что Бог, конечно, будет противиться не ему, а его гордости.

Напротив, смиренный, то есть человек знающий перед Богом свою меру и не превозносящийся над людьми, получает от Бога удивительные дары. Причина этого проста: тот кто считает себя сильным и стоящим, остается с этим миром один на один — это его выбор. Кто видит основу в Боге и не снимает с себя ответственности, надеется на его помощь и благодатное присутствие, тот живет без страха, потому что сердце его исполнено премудрости.

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация