SENIM

Книга пророка Исаии. Глава 11, стихи 10-16. Глава 12, стихи 1, 2.

0:00 / 0:00
Книга пророка Исаии. Глава 11, стихи 10-16. Глава 12, стихи 1, 2.

Книга пророка Исаии. Глава 11, стихи 10-16. Глава 12, стихи 1, 2.

11 глава

10 стих: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.

11 стих: И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.

12 стих: И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.

13 стих: И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.

14 стих: И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.

15 стих: И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.

16 стих: Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.

12 глава

1 стих: И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.

2 стих: Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Всякий раз, когда мы слушаем тексты которые предлагает нам церковь во дни великого поста, мы должны помнить, что она выбрала их из всего большого корпуса Священного Писания неслучайно. Все они так или иначе посвящены теме вхождения в Церковь, научению вере и жизни.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, что в определенный день народ Божий, который называется здесь корнем Иесеевым, то есть потомками Иесея, станет знаменем для всех остальных народов и к нему обратятся язычники и страна его прославится. При этом смысл текста разделяется на конкретный исторический и эсхатологический. С одной стороны, Исаия говорит о скором возвращении народа на родную землю, с другой речь идёт об исполнении миссии Израиля и о об обращении к нему язычников. Само выражение «день тот» имеет в Писании Ветхого Завета значение особого дня Господня, в который Бог вмешается в историю. И конечно, когда бывшие язычники, слышали в храме этот текст, они понимали, что день о котором говорит Исаия, настал в Иисусе Христе. Они видели в своей личной жизни исполнение этого пророчества, понимали, что этот день настал.

Что же это для них значило? Что это значило для мира? Писание говорит: что народ переживет как бы новое возращение из Египта, возвращение через реку в землю обетованную. Бог своей властью преображает реку таким образом, что она становится неопасна и ее переходят как посуху. Но во всех древних цивилизациях переход через реку — это переход к новой жизни. И как народ Божий возвращается к новой жизни из плена, так и язычники возвращались из плена греха к Богу, в землю обетованную, в Церковь, в Царство Его Сына.

Как же меняется жизнь? Что нового дает это возвращение? В историческом плане колена израилевы прекращают вражду и зависть. В плане жизни Церкви то же самое должно происходить в отношениях между людьми, которые проходят воды крещения. Воды, которые благословил Бог и вместо того, чтобы быть водами смерти, они стали водами жизни… Бывшие язычники, иудеи, все, кто приходили ко Христу в древности и приходят сегодня — все они обращаются к Богу со словами: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: надеюсь на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. Сколько радости о Боге в этих словах! Сколько в них простоты! Хорошо бы и нам, воспринимать Бога, в которого мы верим именно так, славить Его, надеяться на Него и не бояться.

Бытие. Глава 7, стихи 11-24. Глава 8, стихи 1-3.

7 глава

11 стих: В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12 стих: и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13 стих: В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 стих: Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

15 стих: и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16 стих: и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17 стих: И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

18 стих: вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 стих: И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20 стих: на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21 стих: И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

22 стих: все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 стих: Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

24 стих: Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

8 глава

1 стих: И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

2 стих: И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3 стих: Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ни для кого не секрет, что библейское повествование о потопе не уникально. Рассказ о грандиозном наводнении, который уничтожил все живое, есть во многих народных легендах, мифах и преданиях. Например, в эпосе о Гильгамеше у вавилонян или же в сказании о Девкалионе и Пирре у древних греков. Сложно найти мифологию или религиозную систему, где бы не было сказано о потопе, о том, как земля была затоплена водами и в течение этого затопления погибло все человечество. Понятно, что за всем этим стоит исторический факт. Но есть у библейского рассказа и нечто уникальное, такое, чего нет ни в каком эпосе, сказании и мифе. Практически для всех сказаний о потопе характерно то, что после него появляются совершенно новые люди, которые никак не связаны с прежним человечеством генетически. В Библии все иначе. Люди после потопа происходят не в результате какого-то нового творения, а от допотопного Адама по прямой линии. Один современный мыслитель сделал из факта этого отличия библейского повествования от всех прочих один важный вывод, о котором мы редко думаем. Ведь если мы верим библейскому рассказу о потопе, то мы верим и в непрерывность истории, в то, что ничто не может нарушить ее ход. Мы — внуки и правнуки наших дедов, мы родом из далёкого прошлого, из бесконечно далёкого прошлого. Как бы мы ни хотели забыть о нашей генеалогии, это невозможно. Мы — потомки наших предков, какими бы плохими эти предки ни были, какими бы грешниками ни прожили они свою жизнь на земле. Конечно, такой вывод лежит на поверхности. Как и мысль о нашей неразрывной связи с предками. Но тем не менее мы склонны забывать об этом. О нашей забывчивости свидетельствуют множественные попытки разрушить старый мир до основания и на его обломках построить новый мир. О ней же, о забывчивости, говорят и попытки выстроить стену между нами и нашими предками, попытки не обращать внимание на оставленное нам ими наследие.

Притчи Соломона. Глава 10, стихи 1-22.

1 стих: Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.

2 стих: Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

3 стих: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

4 стих: Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.

6 стих: Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

7 стих: Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

8 стих: Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

9 стих: Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 стих: Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 стих: Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

12 стих: Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

13 стих: В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.

14 стих: Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.

15 стих: Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.

16 стих: Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.

17 стих: Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.

18 стих: Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 стих: При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

20 стих: Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.

21 стих: Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

22 стих: Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация