- Вспомни дни древние, помысли о летах прежних, — слышится призыв ветхозаветного пророка (Втор. 32:7), и нам с вами важно извлечь для себя уроки из прошлого, получить духовное и нравственное назидание, обращаясь к славным и трагическим страницам нашей истории.
- Мученики и исповедники Казахстана ХХ века — это наше благодатное, духовное наследие, которое мы призваны творчески использовать, полагая все свои силы на сохранение и укрепление мира духовного согласия на благословенной земле Казахстана, принявшей и согревшей представителей разных народов и вероисповеданий, в безвременье гонимых жестокой рукой безбожников.
- Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объединил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской Империи — от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат Государственной премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике, Белоруссии – с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом всегда будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь, или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях.
- Чтить память святых мучеников – не только священная обязанность христианина, но и благодатная возможность воспользоваться плодами их самоотверженного подвига, стяжать их добродетели, главная из которых — любовь к Богу и ближнему. Не будем пренебрегать этой возможностью.
- Время гонений ХХ столетия явило миру сонм мучеников, исповедников и подвижников благочестия, которые воплотили своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства и дали нам образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни. Их жизнь, их твердое стояние за веру явилось солью земли (Мф. 5:13) и светом миру (Мф. 5:14), помогли Церкви пройти этот исторический отрезок времени.
- Воинство православных мучеников от лет древних составляет славу и украшение Церкви Христовой, а каждый из них являет нам, проходящим свой земной жизненный путь, образец веры и праведности.
- История благословенной земли Казахстана дает нам яркие примеры страданий и мужественного терпения, которые являли здесь исповедники Христовы прошлого столетия. На все века они остаются для верующих образцом подвижнической жизни и служении Богу и ближнему, ходатайствуя перед Престолом Божиим за нас, проходящих земное поприще.
- Мученики напоминают нам о подлинной цели нашей жизни, о том, что наши устремления должны быть обращены к вечности. Внимательное обращение к их житиям и духовному наследию помогает нам прикоснуться к тайнам будущего века, проникнуть в сокровенный смысл нашей веры и возлюбить «вместо земных — Небесная; вместо временных — вечная; вместо тленных — нетленная» (Евхаристический канон Литургии святителя Василия Великого).
- Дело Божие — в определенные моменты истории призвать христианина к исповедничеству. Дело христианина — с радостью ответить на этот Божий призыв. Небесная высота и нравственная глубина христианской религии проявляются в нашем отношении к врагам и гонениям. Христианин не боится страданий, смерти и не смущается видимым торжеством зла, потому что его упование обращено к вечности, и он непоколебимо уверен в грядущем окончательном торжестве Всемогущего Бога Любви.
- Страдальцы за Христа победили врага рода человеческого кровию Агнца и словом свидетельства своего (Откр. 12:11) и получили от Бога силу и власть предстательствовать о нас, с верою и любовию призывающих их в молитвах.
- На благословенной земле Казахстана любое церковное торжество и каждый православный праздник неразрывно соединены с памятью о тысячах новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, претерпевших в ХХ столетии здесь страдания за Христа. Страдальцы Христовы — иерархи и священники, иноки и миряне — несли свет Пасхи в мрачные тюремные застенки, распространяли его на просторах Карагандинских степей и в ущельях Алатау, щедро делились им с озлобленными и отчаявшимися душами, открывали его и тем, кто прежде не слышал благовестие Христово. И ныне, в полноте наслаждаясь созерцанием этого света, они призывают нас разделить их блаженство.
- Воинствующее безбожие породило тюрьмы и концентрационные лагеря, пытки и издевательства, в жертву атеистическому режиму приносились миллионы безвинных жизней. Но в последних незакрытых православных храмах, в домах верующих, в камерах и бараках продолжала возноситься молитва Богу, звучали слова Священного Писания, служилась Божественная литургия. В окружении духовной тьмы и преступной немоты вероотступничества, в окружении ужасов лагерей и лжесвидетельств Церковь жила и несла свой неугасимый светильник веры.
- Мы живем на особой земле, именуемой «Антиминсом, распростертым под открытым небом». Степи Казахстана, орошенные кровью и потом бесчисленных мучеников и исповедников прошлого столетия, видели многих святых. Здесь трудились выдающиеся православные просветители, вели уединенный образ жизни монахи, ревностно устраивали церковную жизнь святители Божии. Но главное наше достояние — страдальцы ХХ века, чей подвиг, как путеводная звезда, освещает путь всем современным христианам.
- Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда (Иов 5:6), — написано в книге премудрого Иова. Есть свои причины у трагедии 1917 года, главная из которых, по мнению православных мыслителей ХХ века, религиозное охлаждение общества. Уроки прошлых потрясений побуждают нас проверять самих себя на верность заповедям Христовым, укреплять свою душу примерами жизненного подвига мучеников, неустанно трудиться на поприще духовного возрождения и развития церковной жизни, проповедовать Слово Христовой Истины ближним и дальним.
- Наш священный долг — беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедниках, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры, свидетельствовать о том, что они слава и красота Православной Церкви.
- Воспоминание гонений на Святое Православие болью отзывается в сердце каждого верующего человека. Единственной силой, которая в те страшные годы могла превозмочь злобу гонителей и оживлять разрушаемый врагами церковный организм, была сила святости. Это хорошо видно на примере мучеников, исповедников и подвижников, просиявших в Казахстане. Память о их подвигах всегда сохранялась в народе, а клевета и наговоры исчезали, как рассеивается дым, как тает воск от огня (Пс. 67:3).