SENIM

7 апреля, К Евреям послание святого апостола Павла 2 глава, 11-18 стихи

0:00 / 0:00
К Евреям послание святого апостола Павла 2 глава, 11-18 стихи

К Евреям послание святого апостола Павла 2 глава, 11-18 стихи

11 стих: Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:

12 стих: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13 стих: И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14 стих: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,

15 стих: и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 стих: Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 стих: Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 стих: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

 

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Церковь совершает торжество в честь того дня, который на церковнославянском языке именуется «спасения нашего главизной», то есть в честь дня, с которого началось наше спасение, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Собственно, этому Празднику и посвящено сегодняшнее апостольское чтение. В этом отрывке из Послания к Евреям прослеживаются две основные мысли: первая — о соприродности Христа Спасителя и тех, кого Он спасает, вторая — о сострадании Бога к людям.

Первая мысль — о соприродности Спасителя и спасаемых — привычна любому сознательному христианину. Но во времена жизни апостола Павла это было вызовом, граничащим с безумием. О чем и написал апостол в Первом послании к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:23–24). Действительно, для древнего сознания, неважно, иудейского или языческого, была абсолютно недопустима мысль, что ради спасения людей Сам Бог сошел на землю, родился, жил, пострадал и умер как человек. В Ветхом Завете Бога от людей отделяет непреодолимый человеческими силами грех, и Он остается бесконечно далеким от них, непостижимым ни в каком смысле. Размышлять о Боге было невозможно, но допустимо было исследовать Его действия. Собственно, это очень характерная черта ветхозаветной религии: в ней нет того, что мы называем догматическим богословием с его рассуждениями и так называемыми богословскими формулами. Ветхий Завет предпочитает молчать о Боге, и говорит, по преимуществу, о Его действиях по отношению к миру и, в частности, по отношению к народу Израиля.

В языческих культах тоже нет никакого богословия, есть лишь мифы о многочисленных богах. Боги этих мифов иногда нисходили на землю, к людям, принимали какое-то участие в земной жизни и даже могли принимать человеческий облик, но людьми они не становились.

Новый Завет проповедует непостижимое: Бог стал Человеком! Не только по виду и или же по форме, а на самом деле, Он стал человеком в полном смысле этого слова. Поэтому апостол Павел в сегодняшнем отрывке и пишет, что Господь Иисус Христос «не стыдится называть их братиями». Мы, принимая это свидетельство, восклицаем: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». В день Благовещения человечеству в лице Пресвятой Богородицы было возвещено, что Бог станет одним из нас, станет не только Творцом, но и Братом, Другом для всех и для каждого. Конечный смысл Вочеловечения Бога апостол Павел также раскрывает в сегодняшнем праздничном отрывке. Произошло это для того, «чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа». Милостивым может быть только тот, кто испытал на себе все тяготы человеческой жизни, тот, кто не в теории, а на собственном опыте знает, что это такое. Знает, каково жить в теле, каково преодолевать страсти и каково усмирять бури самых разных мыслей, знает все многообразие человеческих скорбей и бед. Теоретик никогда не сможет сравниться с практиком. Бог избрал путь практики, чтобы мы в лице Христа Иисуса имели Ходатая пред Отцом нашим Небесным.

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация