Соборное послание святого апостола Иуды 1 глава, 11-25 стихи
11 стих: Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 стих: Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 стих: свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
14 стих: О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —
15 стих: сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
16 стих: Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
17 стих: Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 стих: Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
19 стих: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
20 стих: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
21 стих: сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.
22 стих: И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
23 стих: а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
24 стих: Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25 стих: Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.
Комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Как избежать в своей жизни разного рода искушений и испытаний? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 22-й и 23-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
«Молитесь, чтобы не впасть в искушение», — говорит сегодня Христос. Из этих слов не следует, что тот человек, который молится, застрахован от всяких неприятностей и всё в его жизни гарантированно идёт как по маслу. Мы знаем, что в жизни великих святых случались большие искушения. Например, можно вспомнить Серафима Саровского, великого молитвенника и преподобного, на которого однажды в лесу рядом с кельей напали грабители. Денег у преподобного не было, да и в келье было весьма скромно, а потому и поживиться было нечем. Со злости бандиты жестоко избили святого. Только чудом он остался жив.
Поэтому Христос говорит здесь о другом. Даже во время серьёзного испытания молитва помогает не погрузиться в состояние обиды, злобы и страха. Это и означает выражение «впадать в искушение». В таком состоянии человек теряет себя и не до конца осознаёт, что делает. Его чувства и разум помрачаются. Яркий пример — то, что произошло с Петром. Внутри у него буря и смута, с которой он не в силах справиться. Сначала, в Гефсиманском саду, он в эмоциональном порыве нападает на стражника, отсекает ему ухо. А спустя совсем немного времени под влиянием того же возбуждения он проявляет крайнее малодушие и отрекается от Учителя. Такое поведение вряд ли можно назвать трезвомыслием. Как бы мы сейчас сказали, он действует компульсивно, на эмоциях.
Печалей и скорбей, то есть искушений, не избежать никому. В конце концов, это от нас не зависит. Однако именно в нашей власти выбирать — погрузиться в них или нет. В тяжёлые времена именно навык молитвенной сосредоточенности на Боге помогает сохранить сердце и разум ясными. Дух Божий, с Которым мы соединяемся в молитве, сохраняет нас от малодушия. Даёт нам бодрость и трезвомыслие. Он поднимает нас над ситуацией, словно показывает всё происходящее со стороны и даёт силы правильно проживать испытания. Помогает действовать не на чувствах обиды, злобы и страха, а согласно заповедям Евангелия. В итоге искушение становится для нас не поводом к страданиям. Но тем событием, которое помогает приобрести новый опыт и стать искусней в своей духовной жизни.