6 стих: Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 стих: и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 стих: То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 стих: А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 стих: И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 стих: Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 стих: не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 стих: как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 стих: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 стих: Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 стих: Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 стих: Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 стих: Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 стих: Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).
Слова апостола Павла «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» несут в себе определенный соблазн. Если помилование зависит исключительно от Бога, то какова роль человека? Означает ли апостольская мысль, что можно совершенно расслабиться и погрузиться в фатализм? Если бы было можно, то зачем Евангелие и вообще всё? При буквальном и плоском воззрении на апостольские слова Евангелие и нравственная жизнь становятся совершенно излишними, а потому Христова проповедь самим фактом своего существования восстает против пассивной бездеятельности в отношении спасения. Здесь речь идет о соработничестве. О том, что богословие называет синергией, совместным усилием Бога и человека. Слова апостола Павла утверждают крайне важную истину: в деле спасения не все зависит от человека. Не все же зависит и от Бога. Древнехристианский толкователь Ориген, размышляя над этой апостольской фразой, упоминает фрагмент из псалма Давида — «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Далее Ориген комментирует псалом и вместе с этим мысль апостола: «Этим он показывает не то, что строитель дома ничего не делает и предается праздности, и тогда Господь воздвигает дом. Он показывает, что человек прилагает, сколько есть в нем заботы и труда, но во власти Божией находится, чтобы, миновав все препятствия, труд обрел завершение. Итак, поскольку этим внушается, что человек прилагает труд и заботу, а Бог сообщает работе успех и завершение, то благочестиво и благоговейно для человека завершение своего собственного труда относить скорее к Богу, чем к себе». Это довольно простые и очевидные истины. В отношении строительства они не вызывают никаких вопросов. Мы прекрасно знаем из собственной недавней истории: самое крепкое здание не способно устоять без воли Божией. Но каким-то непостижимым образом очевидность необходимости собственного труда и одновременно с этим всецелого упования на Бога начинает ускользать тогда, когда дело касается души человека.