Деяния святых апостолов 1 глава 11-17 стихи и 21-26 стихи
12 стих: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 стих: И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 стих: Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 стих: И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 стих: (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 стих: он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего
21 стих: Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 стих: начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 стих: И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 стих: и помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 стих: принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 стих: И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Проповедь апостола Петра собравшимся в день Пятидесятницы и невольно ставших свидетелями сошествия Святого Духа на апостолов только на первый взгляд может показаться пафосной. По сути она — пронзительная, я бы даже сказал, глубоко драматическая. Петр говорит о том, что вы — собравшиеся на праздник — своими руками распяли долгожданного Мессию, не распознав Его среди множества лжемессий, будучи совершенно уверены, что пригвождаете ко Кресту ещё одного обманщика. Но воскресив Иисуса, Сам Бог положил конец всем сомнениям: да, это Он, именно Он и был — Мессия, Мошиах, Избранник Бога, с Которым связывал все свои лучшие надежды каждый еврей.
Попробуйте почувствовать себя на месте тех, кто слушал эти слова Петра. Даже сложно подобрать какую-то аналогию для такой ситуации. Потому что ситуация — настолько ужасная, жуткая до оцепенения: убить Того, Кого ждали поколениями!
Но тут же, в этот самый миг острого осознания своей безмерной вины — законный вопрос: если всё это на самом деле так, почему мы, распявшие Иисуса, до сих пор живы? Почему на нас не сошёл огненный дождь, как на Содом и Гоморру? Почему не разверзлась под нами земля, чтобы поглотить нас, подобно тому, как во времена Моисея поглотила заговорщиков Корея, Дафана и Авирона со всеми их домами, имуществом, семьями и слугами? Что вообще происходит?
А происходит вот что: радикальная перемена представлений о том, Каков Бог на самом деле. Единственный верный вывод, к которому подталкивает слушателей Петр — то, что Бог — не Мститель, а Спаситель! Он — не «угроза», с которой надо срочно что-то делать, чтобы избежать погибели — но «возможность», которая сама ищет, чтобы ей — воспользовались! Со Своей стороны Бог сделал всё, чтобы вернуть человека к Себе: Сам родился от Девы, Сам показал людям, что есть праведная жизнь, Сам разрешил пригвоздить Себя ко Кресту за людские грехи и безвинно умереть, Сам сошёл во ад — который не смог удержать в своём мраке этот Источник Божественного Света. Но «последнюю крепость» — свободу человека сказать «да» или «нет» — Бог преодолеть не может. Здесь Он смиренно стоит — и временами постукивает в дверь человеческого сердца, надеясь, что когда-нибудь, да и откроют.
В тот день слова апостола Петра отозвались у многих. Около трёх тысяч иудеев крестились и приняли Христа как своего Мессию и Спасителя. Но были и те, кто предпочёл недоверчиво отойти в сторону — и сохранить своё, особое, частное мнение. Да: но и за их право сказать «нет» Бог приходил на землю!