13 стих: Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 стих: Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 стих: После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 стих: Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 стих: Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 стих: и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 стих: И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 стих: И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 стих: Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 стих: Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
23 стих: Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 стих: Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Комментирует священник Антоний Борисов
Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Этот принцип успешно действует в наши дни. Понимали его важность и в прошлом. Это становится понятным при прочтении сегодняшнего отрывка из книги Деяний. Апостолы Павел и Варнава, побывав в Пергии, приступили к проповеди в Антиохии Писидийской. И начали с местной синагоги. Причин для этого имелось две. Первая — привычная для апостолов установка сперва проповедовать иудеям, а потом уже обращаться к язычникам. Вторая причина — в Антиохии Писидийской еврейская диаспора являлась по-настоящему многочисленной. И иудеи действительно составляли большую часть местного населения. Павел и Варнава с уважением отнеслись к обычаям соплеменников. Хотя сами апостолы почитали священным днем воскресенье, но на встречу с иудеями они пришли именно в день субботний, заранее уведомив главу диаспоры. Сама же проповедь апостола Павла, прозвучавшая в стенах антиохийской синагоги, стала настоящей методичкой для других проповедников в иудейской среде. В общении с соплеменниками апостолы доказывали, что Новый Завет, который они предлагали иудеям принять, находится в полном согласии с Ветхим Заветом. Павел говорит о евреях как о возлюбленном народе Божьем, которого Господь избрал и хранил на протяжении веков. При этом, апостол тонко намекает, что любовь Бога по отношению к евреям не была заслуженной. Древние иудеи часто вели себя своенравно и непослушно. Для вразумления избранного народа Господь посылал сначала пророков, потом судей, за ними царей. Наиболее почитаемым из этого ряда персоналий, конечно, является царь и пророк Давид. И именно на Давида и его слова опирается Павел, чтобы доказать мессианство Христа. Согласно пророчествам, Спаситель должен был происходить из рода знаменитого правителя и подобно древним судьям защищать Свой народ. Апостол возвестил иудеям, что Иисус из Назарета и есть обещанный потомок Давида. Он же — Тот, Кто защитил Своих людей от врагов. Не ограниченную группу защитил, а всё человечество. И не от земных противников сберёг нас Христос, а от могущественных сил зла и смерти — телесной и духовной. Слова Павла произвели на собравшихся в синагоге иудеев огромное впечатление. Причина состояла в том, что апостол нашел очень верную тональность, не полез в чужой монастырь со своим уставом. А проявил искреннее уважение к слушателям.
Сегодняшнее чтение учит нас важной вещи. Подчас, говоря с кем-то о вере, нужно помнить, что Бог воспринимается всеми нами по-разному и, самое главное, открывается каждому из нас по-разному. Не стоит путать Откровение Божие с собственным опытом переживания религиозного. И исходя из верности своим личным идеалам, ломать другого о колено. Ведь нет участи печальней, чем стать препятствием человека на пути к Богу. И нет участи более радостной, чем быть к Нему, подобном апостолу Павлу, проводником!