К Евреям послания святого апостола Павла 11 глава, 17-23 и 27-31 стихи
17 стих: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 стих: о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 стих: Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 стих: Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 стих: Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 стих: Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 стих: Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 стих: Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 стих: Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 стих: Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
30 стих: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 стих: Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У веры в Бога есть одно удивительное свойство: она способна пронизывать собой время, более того, вера время и вовсе как будто бы не замечает, ведь она простирается в вечность, туда, где времени попросту не существует. Об этом свойстве веры мы сегодня имеем возможность услышать во время литургии в православных храмах из отрывка 11-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Каждая из только что прозвучавших строк Послания к Евреям начиналась с одного и того же слова: «верою». Ну а дальше шёл предельно краткий пересказ того или иного сюжета Ветхого Завета.
Среди прозвучавших имён ветхозаветных праведников особняком стоят имена Исаака и Иакова, эти два праотца прожили относительно спокойную жизнь, в особой степени такой была судьба Исаака: он ни с кем не воевал, никуда не странствовал, его жизнь можно назвать жизнью простого обывателя, а если и были у Исаака переживания, то они касались непростых взаимоотношений двух его сыновей друг с другом. Нечто подобное можно сказать и об Иакове, правда, ему пришлось странствовать, да и детей у него было значительно больше, больше было и связанных с ними проблем. Однако и про Исаака, и про Иакова Послание к Евреям говорит одними и теми же словами: оба они верою благословили своё потомство.
Здесь нам стоит вспомнить, что их благословения были не простыми благопожеланиями, а описанием пути тех людей и их потомков, которым предназначалось благословение. Удивительна же в этих благословлениях их феноменальная точность, а также то, что даже при очень сильном желании праотцы не могли произнести какие-то иные слова.
Конечно, было бы весьма нелепым предполагать, что Бог на какое-то время лишил их свободы излагать свои мысли и начал говорить вместо них, нет, в историях благословений Исаака и Иакова мы можем видеть действие веры, именно вера заставляет поступать человека не так, как он хочет, а так, как того требует Бог, и именно вера даёт возможность видеть будущее с той же ясностью, с которой мы видим настоящее и недавнее прошлое. Вера роднит человека с Богом, ведь для Бога не существует времени, перестаёт оно существовать и у тех, кто нашёл в себе мужество последовать за Богом через исполнение Его заповедей. Таким людям неведом страх, потому что страх — это следствие незнания и непонимания, ну а избранные Богом праведники всё знали, всё понимали и обо всём имели здравое суждение.