11 глава
33 стих: которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 стих: угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 стих: жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 стих: другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 стих: были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 стих: те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 стих: И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 стих: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
12 глава
1 стих: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 стих: взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Комментирует священник Антоний Борисов
И жили они долго и счастливо». Так звучит проверенная временем концовка для любой счастливой истории. Впрочем, в рамки хрестоматийных «долго» и «счастливо» рассказчик часто умышленно не помещает дополнительные детали. Например, что наряду с радостью семейная жизнь неминуемо встречает на пути и трудности. Конечно, искренне любящие друг друга люди способны преодолеть все беды, сохраняя чувство счастья от имеющегося единства. Но в любом случае, речь идёт о трудной радости. Трудной бывает радость не только семейная, но и духовная. О ней рассуждает в послании к евреям апостол Павел. Отрывок из 11-й и 12-й глав послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Прозвучавшие строки у знакомого с библейским повествованием человека вызывают множество воспоминаний о событиях из священной истории Ветхого Завета. Кто-то, услышав слова апостола Павла о праведнике, заградившем уста львов, тут же вспомнит пророка Даниила, которого бросили в яму с голодными львами. Животные не тронули святого, поскольку видели в Данииле не просто человека, а избранника Божия. Кто-то, услышав слова о ветхозаветном подвижнике, подвергшемся казни через перепиливание, вспомнит о другом пророке — Исайе. Тот пострадал не от язычников, а от единоплеменников и единоверцев, не желавших слышать из уст святого слов обличения и наставлений. Продолжать перечислять праведников древнего Израиля, которых имеет в виду апостол Павел, повествуя о радостных и печальных примерах ветхозаветной святости, можно и дальше. Но в том нет особой нужды.
Ведь главное, что хотел донести и до первоначальных читателей послания, и до нас с вами апостол, касается веры. Веры, которая не сводится к убеждённости в том, что Бог существует, но включает в себя также надежду на Господа и любовь к Нему. На самом деле, слова Павла для его современников из еврейской среды выглядели чрезвычайно странно. Ведь основным принципом традиционной для времени земной жизни Христа иудейской религиозности была не вера, а праведность. Праведность в понимании фарисеев и прочих законников являлась следствием исполнения многочисленных обрядов и традиций. Такая праведность давала якобы возможность считать что человек имеет гарантированное право не просто надеяться, но требовать духовного и материального вознаграждения за свою нравственную жизнь. Апостол Павел, говоря о ветхозаветных святых, которых постигали самые разные скорби, рушит данное представление. Апостол, конечно же, не отрицает, что Бог есть любящий Отец и Он заботится о Своих детях. Но нельзя, по мысли Павла, превращать духовную жизнь в какую-то торговую игру. Человек, безусловно, призван верить не только на словах, но его поступки не могут быть средством вымогательства у Господа каких-либо благ.
Что же должна тогда представлять собой духовная жизнь христианина? Об этом апостол Павел говорит в завершение прозвучавшего чтения, призывая читателей, во-первых, отвергнуть дела греха, а во-вторых, с терпением и верой исполнять заповеди Божии. Как поступал во время земной жизни Господь Иисус — по слову апостола, начинатель и совершитель веры. Христос при исполнении возложенной на Него миссии руководствовался любовью с Отцу Небесному, благодаря Его за благодеяния и терпеливо перенося испытания. Вглядываясь в события земного служения Спасителя, мы видим трудную радость — Господь Иисус, несмотря на сопротивление книжников и фарисеев, непонимание учеников, совершает искупительное служение, чувствуя радость соработничества с Отцом Небесным. Станем и мы поступать так же. Избегая любых форм меркантильности и руководствуясь искренней верой, как завещал нам апостол Павел, будем жить по заповедям Христовым, со смирением перенося трудности, радуясь сопричастности делу Божию и терпеливо продвигаясь с помощью Господней к Царству Небесному.