10 стих: В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 стих: Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 стих: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13 стих: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 стих: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 стих: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 стих: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 стих: Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 стих: И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
19 стих: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 стих: пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Комментирует
епископ Переславский и Угличский
Феоктист (Игумнов).
Стилистика книг Священного Писания такова, что зачастую от нас ускользает невероятная трагичность и сложность библейских призывов. Для примера можно взять ту фразу, с которой начинается этот апостольский отрывок: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним». Слова «злострадание» и «долготерпение» имеют ярко выраженный книжный оттенок, в реальной разговорной речи ими сейчас никто не пользуется, и вряд ли когда-либо пользовался. Если же попытаться соответствующие им греческие слова перевести другими, более приближенными к нашему разговорному русскому языку терминами, то мы в первом случае получим «мучение» или «перенесение зла», а во втором «стойкость» или «выдержку». Ну а в совокупности получится, что апостол Иаков в своём послании констатирует неизбежность регулярного и устойчивого столкновения со злом всякого человека, который решится пойти по пути веры.
В качестве эталонного примера апостол призывает обратить внимание на пророков Ветхого Завета: эти люди сами не совершали ничего плохого, они лишь провозглашали волю Божию, и за это они подвергались различным притеснениям, гонениям, оскорблениям, многие из них закончили свою жизнь насильственной смертью. Всего этого не было бы, если бы они не откликнулись на призыв Бога, и не стали бы исполнять пророческое служение, в этом случае они прожили бы вполне приятную и в житейском смысле счастливую жизнь без каких-либо серьёзных потрясений и вызовов. Им не надо было бы бросать вызов неблагочестивым царям, они не становились бы в оппозицию к народу, который упорно не желал жить по закону Божию, они не подвергали бы себя всем этим и многим другим рискам. Но пророки предпочли иной путь: они откликнулись на призывающий голос Бога, и через это они показали всем последующим поколениям людей, что жизнь в послушании Богу — это вовсе не прибежище убогих, слабых и трусливых, напротив, — это вызов как самим себе, так и многим далёким от данного Богом общественным устоям. Такой путь может выбрать лишь очень сильный и смелый человек. Впрочем, никакой человек сам по себе не обладает такой силой, ее даёт Бог тем, кто готов Ему довериться и следовать за Ним.
Христианам такая сила дана в таинствах крещения и миропомазания, но ей в равной степени можно как воспользоваться, так и пренебречь. Если мы выбираем второй путь, то перестаём чем-либо отличаться от тех, кто не был крещён, если же мы идём по первому пути, то нам необходимы те же самые мужество и стойкость, которые имели в себе древние пророки.