SENIM

17 января

0:00 / 0:00
Евангелие от Матфея 3 глава, 13-17 стихи​

Евангелие от Матфея 3 глава, 13-17 стихи

13 стих: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 стих: Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 стих: Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 стих: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 стих: И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Комментирует

протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии есть несколько эпизодов, которые для любого хоть немного осведомлённого в ветхозаветной религии звучат парадоксально, если не абсурдно. И сегодня в храмах мы слышим отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, где в том числе именно о таком случае и идёт речь. Давайте послушаем.

Возглас Иоанна, полный изумления, при встрече с грядущим креститься Иисусом, совершенно закономерен: ведь к нему шли грешники, то есть преступники закона Моисея, которые хотели в крещальной воде положить начало новой жизни, «обнулить» свои преступления, лишить их права и власти держать в своём плену грешника. Естественно, Иисусу, за всю жизнь не преступившему и самой малой части Закона, нечего было «обнулять». Именно это и хотел выразить Иоанн словами: «Тебе ли креститься от меня? Наоборот, это Ты меня должен крестить!»

Ответ Христа о том, что: «оставь теперь — так надлежит нас исполнить всякую правду» — очень интересен. По факту, Иисус… подыгрывает Иоанну: Он, будучи безгрешен, идёт вместе с остальным народом креститься — словно бы имел в этом нужду. «Оставь теперь» — значит, не ломай ради Меня те правила, которые однажды установлены и всем понятны: любой человек грешит, значит, каждый требует крещального омовения, значит, если ты — человек, то должен креститься!

Правда, о которой говорит Иисус, заключалась в том, что Безгрешный Агнец должен был принять на себя образ раба — то есть обычного, грешного человека. И на протяжение евангельской истории мы снова и снова будет встречаться с этим умалением Христовой непорочности и всевластия: и в умовении ног ученикам, и в падении под ношей Креста, и в Гефсиманском молении перед нами снова и снова живой, настоящий человек, а не какой-то «супергерой» или античное мифическое божество.

И это сознательное умаление Христа в принятии крещения тотчас получает ответ свыше: как пишет евангелист, «отверзаются Небеса», и пророк видит в образе голубя Дух Божий, нисходящий на Иисуса, и слышит Глас, свидетельствующий об Иисусе: «да, Он — долгожданный Мессия!»

Сегодняшний праздник Богоявления, или Крещения Господня — один из самых любимых православным народом. И дело не только в том, что из храма мы уносим великую святыню — агиасму, крещенскую воду. И не только потому, что на водоёмах толпятся желающие именно в этот день приобщиться архаическим ритуалам омовения, даже не осознавая этого. Главное, что греет сердце сегодня, — это ещё одно напоминание о том, насколько же Бог, явившийся в человеческом образе, ненавязчив, тих и деликатен!

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация