21 октября, понедельник Евангелие от Луки 7 глава, 36-50 стих

36 стих: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 стих: И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 стих: и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 стих: Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 стих: Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 стих: Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 стих: но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 стих: Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 стих: И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 стих: ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 стих: ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 47 стих: А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 стих: Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 стих: И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 стих: Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

 

Толкование святителем Амвросием Медиоланским

36 стих: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

 

37 стих: И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 стих: и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Дар любви и смирения

Блажен, кто может хотя бы и елеем мазать ноги Христа. Даже Симон до сих пор не помазал, но блаженнее та, которая мажет миром (Лк 7:38). Ибо благодать многих цветов, собранная в одно, разливает благоухание, по-разному приятное.

И, пожалуй, это миро не может преподать никто другой, кроме одной Церкви, у которой есть бесчисленные цветы различных ароматов, которая по заслугам принимает вид грешницы, потому что Христос также принял образ грешника.

39 стих: Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

Дело веры

Посмотри на домостроительство.В доме фарисея прославляется грешница, в доме закона и пророка оправдывается не фарисей, а Церковь. Фарисей не поверил, а она верила. Вообще же фарисей говорил: Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему (Лк 7:39). Иудея — дом закона, который написан не на камнях, а на скрижалях сердца. Уже в этом законе Церковь оправдывается больше, ибо закон не знает отпущения грехов, у закона нет таинства, которым очищается сокровенное, и потому то, что отсутствует в законе, восполняется в Евангелии.

40 стих: Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

Евреи и язычники

У одного заимодавца, — говорит Иисус, — было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят (Лк 7:41). Кто эти должники, если не два народа — иудеи и язычники, — обязанные этому заимодавцу небесного сокровища? Один, говорит, должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Вовсе не мелочь тот динарий, на котором запечатлён образ царя и который изображает трофей императора. Не материальные деньги должны мы этому заимодавцу, но множество заслуг, монеты добродетелей, ценность которых измеряется весом достоинства, блеском праведности, звуком исповедания. Горе мне, если нет у меня того, что я получил, или, точнее говоря, поскольку трудно кому-либо быть в состоянии вернуть заимодавцу всё причитающееся ему, горе мне, если не прошу: «Прости мне долг!» Ибо не научил бы нас Господь просить в молитве о прощении наших долгов, если бы не знал, что трудно кому бы то ни было быть платёжеспособным.

 

Но кто же этот народ, который должен больше, если не мы, кому вверено больше? Тем было вверено слово Божье, нам же вверено Дитя Девы. У тебя есть талант — Дитя Девы, у тебя есть стократный плод веры. Нам вверен Еммануил, что значит «Бог с нами», вверен крест Господа, Его смерть и воскресение. Хотя и за всех страдал Христос, но именно за нас Он страдал особенно, потому что страдал за Церковь. Итак, несомненно: тот должен больше, кто получил больше. По людскому разумению, тот испытывает большее недовольство, кто больше должен. Однако по милости Божьей положение меняется:Он больше любит того, кто должен больше, если только тот добивается милости. Ведь тот, кто возвращает милость, обладает ею, и обладающий ею — уже самим фактом обладания — искупает долг; действительно, и у отдающего имеется, и имеющему возвращается.

 

А поскольку нет ничего, что мы могли бы достойно отдать Богу (ведь что же мы отдадим Ему за умаление Себя в воплощении? что за бичевание? что за крест, смерть, гроб?), то горе мне, если не буду почитать этого! Дерзаю сказать: Пётр не вернул и потому больше почитал; не вернул Павел — точнее, вернул смерть за смерть, но того многого, что был должен, не вернул. Послушай, как сам он говорит, почему он не вернул: Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать ? (Рим 11:35). Даже если бы мы возвращали крест за крест, смерть за смерть, разве это означало бы возвратить Ему всё то, что мы имеем из Него, Им и в Нём (Рим 11:36)? Так будем же давать любовь в счёт нашего долга, милосердие — в ответ на дар, благодарность — за искупление.

 

41 стих: Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 стих: но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 стих: Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

Кто эти два должника, как не два народа? Один иудейский, другой из язычников, связанные долгом перед Заимодавцем небесного сокровища. Один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Велик динарий, на котором запечатлен образ Царя и вычеканен победный знак Императора, и Заимодавцу мы должны не вещественные деньги, но славу заслуг, монету добродетелей, достоинство которой определяется весомостью наших помыслов, красотой праведности, звоном нашего исповедания. Горе мне, если у меня не окажется того, что я получил взаймы! Горе мне, если я не стану умолять: «Прости мне долг» (Мф. 6:12, Лк. 11:4) , так как этому Заимодавцу трудно выплатить сполна! Господь не стал бы учить нас молитве, в которой мы просим оставить нам долги наши, если бы не знал, что лишь некоторые должники являются платежеспособными.

Но что это за народ, имеющий большой долг? Это мы, которым вверено большее! Им, (иудеям), были вверены божественные речения (Рим. 3:2), нам дан Рожденный от Девы. Рожденный от Девы — вот данный тебе талант, вот стократный прибыток веры! Нам вверен Еммануил, с нами Бог (Мф. 1,23, ср. Ис. 7:14)) нам вверены крест Господа, Его смерть, воскресение. Хотя Господь пострадал за всех, Он все же пострадал за нас особенно, потому что пострадал за Церковь. Несомненно, что тот должен больше, кто больше получил (Лк. 7:41-43; Лк. 12:48). И по человеческим меркам, наверное, более виноват тот, кто был больше должен, но милосердие Божье изменяет все: больше любит тот, кто был больше должен, если только он стяжал милость. Милость у того, кто оказывает милость, но тот, кому оказывают милость, становится способным отплатить за нее: воздающий милость получает милость, получающий милость, отплачивает ею.

 

Мы не можем достойно отплатить Господу — чем мы могли бы отплатить за поругание воспринятой Им плоти, за бичевание, за крест, смерть, погребение? — поэтому горе мне, если я не возлюблю! Осмелюсь сказать: Петр не воздал должного, — и потому больше возлюбил. Не воздал Павел — он, конечно, воздал смертью за смерть, но прочего не воздал, потому что должен был много. Послушай, как он сам говорил, что не воздал: Кто прежде дал Ему, чтобы Ему воздалось? (Рим. 11:35, ср. Иов. 35:7, Иов. 41:11) . Даже если мы воздадим крест за крест, смерть за смерть, разве мы вернем долг? Ведь все у нас от Него, через Него и в Нем. Давайте же воздадим любовью за долг, благодарностью за дар, признательностью за прибыток; потому что больше любит тот, кому больше прощается.

44 стих: И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

И вот женщина того города, которая была грешница (Лк. 7:37). Этот эпизод смущает многих, они начинают спрашивать: расходились ли между собой два евангелиста в вопросе о вероучении или же разными словами хотели указать на разное понимание таинственного смысла? В Евангелии от Матфея сказано: Когда Иисус пришел в Вифанию, в дом Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и возливала Ему, возлежащему, на голову (Мф. 26:6—7).

 

У Луки мытарь говорит сам в себе: Если бы Он был пророком, то знал бы, что она грешница (Лк. 7:39), и старался бы избежать ее благовоний, а у Матфея ученики ропшут, что благовоние потрачено. Нужно пояснить и то и другое, но что раньше в Писании, то и следует объяснить прежде.

 

Итак, Господь Иисус пришел в дом Симона прокаженного. Здесь видно домостроительство: Он не избегает прокаженного, не сторонится нечистого, желая уничтожить осквернение человеческого тела. Дом прокаженного был в Вифании. «Вифания» в переводе значит «дом послушания» . Поэтому всякое место — Вифания, и дом Симона — часть его. Не кажется ли тебе, что Вифания — мир, в котором мы должны являть свое послушание служением, а дом Симона прокаженного — земля, которая часть мира? Князь мира сего — это прокаженный Симон. Значит, Господь Иисус Христос приходит из возвышенных мест в этот мир и сходит на землю. Он не был в этом мире, но по сыновнему послушанию был послан в этот мир, об этом Он Сам сказал: Как послал Меня Отец в этот мир (Ин. 6:57). Эта женщина услышала, что пришел Христос, и вошла в дом Симона, потому что не могла бы исцелиться она, если бы Христос не пришел на землю. Возможно, именно потому входит она в дом Симона, что несет в себе образ более высокий — души или Церкви, пришедшей на землю собрать народ своим благоуханием (2 Кор. 2:14-15).

Матфей показывает эту женщину возливающей миро на голову Христа. Поэтому, может быть, он и не захотел назвать ее грешницей, а, согласно Луке, грешница пролила миро на Его ноги (Лк. 7:37). Возможно, это была не одна и та же женщина, так что евангелисты не противоречат друг другу. Вопрос можно решить, благодаря разнице в значении события и времени: сначала женщина еще грешница, а потом она становится совершеннее. Церковь, или душа, не меняет своего тождества,, однако меняет степень совершенства. Признай, что душа, твердая в своей непорочной чистоте, преданно приближающаяся к Богу (Ис. 58:2, Иак. 4:8) и служащая Божьему Слову не постыдными и отвратительными грехами, а благочестием. восходит к голове Христа, а Христу глава — Бог (1 Кор. 11:3). Такая душа распространяет благоухание своих достоинств. Мы Христово благоухание Богу (2 Кор. 2:15), и благоуханная жизнь праведников славит Бога.

 

Так понимая, увидишь, что эта женщина воистину будет упомянута и названа воистину блаженной повсюду, где будет проповедано Евангелие (Мф. 26:13), и никогда не устареет память о ней, потому что она во длил а на голову Христа благоуханное миро добрых нравов и праведных дел Приближающийся к голове не может превозноситься. безрассудно надмевашсь плотским своим умом и не держась главы (Кол. 2:18-11)). А кто не может держаться главы Христовой, пусть держится хоть за стопы, ибо все тело. соединенное и скрепленное, растет возрастом Божиим (Кол. 2:19).

 

Вторая женщина отличается от первой, это или другой человек. или она изменилась, но она похожа на нас — так как мы еще не отказались от своих грехов. Где наши слезы, где стенания, где плач? Придите. поклонимся и припадем к Нему и восплачем пред Господом, сотворившим нас (Пс. 94:6), чтобы мы могли подойти хотя бы к ногам Иисусовым! Но пока еще мы не можем, и грешник стоит у ног, а праведный — у головы.

 

Однако у грешницы было благовоние. И ты покажи мне после грехов покаяние! Когда слышишь, что Праведник вошел в дом недостойного или в дом фарисея, попробуй, пред восхити гостеприимство хозяина, прсдвосшти Царство Небесное, ибо от дней же Иоанна Крестителя силою берется Царство Небесное, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Где оы ты ни услышал имя Христово, беги к Нему! В чьем бы внутреннем доме ты ни увидел вошедшего Христа, и ты поспеши туда. Когда обнаружишь Премудрость, когда обнаружишь Праведность (1 Кор. 1:30), возлежащую внутри чьей-либо обители, устремись хотя бы к ногам, то есть взыщи хотя бы края Премудрости! Не брезгуй стопами: одна женщина коснулась края одежды и исцелилась (Лк. 8:44). Исповедуй слезами грехи, и пусть тебе тоже скажет небесная Праведность:

 

Она слезами облила Мне ноги и волосами своими отерла (Лк. 7:44). Может быть, потому Христос не омыл Своих ног, чтобы мы омыли их слезами. Прекрасны слезы, способные не только омыть наши прегрешения, но и оросить стопы небесного Слова, чтобы Его хождение внутри нас принесло плоды. Прекрасны слезы, не только искупающие грехи, но и дающие хлеб праведных, ибо праведный сказал: Стали слезы мои мне хлебом (Пс. 41:4).

 

Если ты не можешь приступить к голове Христа, пусть Христос коснется Своими стопами твоей головы. Исцеляет и край одежды Его, исцеляют Его стопы. Распусти волосы, простри перед Ним все свое тело! Драгоценны волосы, которые могут отереть стопы Христовы. Кто был непобедим, пока имел волосы, свидетель этому (Суд. 16:17-19). И обритой женщине не подобает молиться (1 Кор. 11:5-6); пусть у нее будут волосы, которыми она может обвить стопы Христовы. Прядями своей красоты и достоинства пусть отрет она стопы Премудрости, чтобы ее волосы напитались хотя бы росой божественной силы; пусть она запечатлеет на стопах Праведности свои поцелуи. Немалая заслуга у той женщины, о которой Премудрость может сказать: 20. С тех пор как Я пришел, она не переставала целовать Мои ноги (Лк. 7:45). Она может говорить лишь о премудрости, может любить лишь праведность, может прикасаться лишь к чистоте и лобзать устами целомудрие, потому что поцелуй — знак взаимной любви, поцелуй — залог любви.

 

Блажен тот, кто может умастить елеем стопы Христа! Симон не умастил их, блаженней его женщина с благовонным миром: собранная воедино краса многих цветов источает разнообразные сладостные ароматы. Пожалуй, такое миро может принести лишьЦерковь, в которой собраны неисчислимые благоуханные цветы. Неслучайно она приняла облик грешницы, ведь и Христос взял на Себя образ грешника (Флп. 2:7).

 

Поэтому никто не может возлюбить так же сильно, как Церковь, в которой любовь многих, даже сам Петр, сказавший Христу: Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21:15), — попечалившийся из-за вопроса: Любишь ли ты Меня? (Ин. 21:17). Он не хотел, чтобы его спрашивали как о неизвестном о том, что было очевидно. Так вот, ни Петр не возлюбил больше, потому что в Петре любила Церковь, ни Павел, потому что Павел ее часть. Ты возлюби Господа больше всего, чтобы тебе было прощено множество грехов! Много согрешил Павел, который даже был гонителем (1 Кор. 15:9, 1 Тим. 1:13), однако он возлюбил много, проявив стойкость вплоть до мученичества. Ему было прощено множество грехов, потому что он много возлюбил и пролил собственную кровь ради имени Бога.

 

Но вернемся к женщине, упомянутой раньше, замысел о которой пока не понимают апостолы, потому что он скрыт от века в Боге; ибо кто познал ум Господень? (Ис. 40:13; Рим. 11:34). Ученики сетовали, что женщина возлила на Его главу миро, и роптали: К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим (Мф. 26:8—9, ср. Мк. 14:4-5) . Трудно найти, что заслуживает порицания в их словах, пока не поймешь их тайный смысл. Благоухать миром свойственно мужчине, предающемуся роскоши, или даже, лучше сказать, не мужчине. К тому же благоухающие миром обыкновенно умащаются им, а не обливаются. Почему же заслуживают порицания эти слова: Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим? Господь прежде ска-зал: Что сделали вы одному из малых сих, Мне сделали (Мф. 25:40), и Сам предложил за нищих Свою смерть.

 

Это не просто образ, и потому отвечает им Слово Божье: Что смущаете женщину ?.. Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Мф. 26:10, 11). Нищий всегда с тобой — благодетельствуй ему! Из-за того что он всегда с тобой, ты не должен медлить с благодеяниями, и пророк говорит тебе: Не говори нищему… дам тебе завтра (Притч. 3:28). Но пророк говорил лишь о милосердии, Господь же поставил веру выше милосердия, которое только тогда имеет ценность, если его предваряет вера. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф. 26:12). Итак, Господь возлюбил не миро, а ее любовь, принял веру, похвалил смирение.

 

И ты, если хочешь милости, умножь любовь, излей на тело Христово веру в воскресение, миро Церкви, благоухание общей любви. Лишь преуспевая в этом, ты подашь бедному. Деньги принесут больше пользы, если ты будешь их раздавать не от избытка, но поделишься ими для блага во имя Христа, то есть если дашь их нищему так, словно ты даешь Христу. Поэтому не понимай излитое на главу миро буквально — потому что буква убивает (2 Кор. 3:6), — но по духу, ибо дух есть жизнь.

 

Какое миро было у этой женщины? Кто способен понять это? Лишь тот, чей слух может из уст Иисуса воспринять слово, услышанное Им от Отца, потому что и Сам Он Слово, может воспринять такую глубину тайны. Даже ученики понимают лишь отчасти, они не понимают всего. Поэтому кое-кто полагает, что ученики предлагали за цену благовония приобрести веру язычников, которая должно приобрести только ценою крови Господней, — и это правдоподобно. Евангелист Иоанн приводит слова Иуды Искариота, оценившего миро в триста динариев: Можно было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим (Ин. 12:5; Мк. 14:5). Триста монет знаменуют собою крест Греческая буква Т обозначает 300 (такое толкование впервые предложено в тексте I в. «Послание Варнавы»; см. также у Климента Александрийского: strom. 6:48. 1). — Примеч. ред., но Господь ищет более глубокого предвидения тайны; Он желает, чтобы вера уверовавших была погребена вместе с Ним.

 

Так мы понимаем слова других апостолов. Иуда же осуждается за алчность, потому что погребению Господа он предпочел деньги. Даже если он ведал о страдании Господа, он ошибался, назначив такую высокую цену. Христос пожелал быть проданным за малую цену, чтобы все могли Его приобрести, чтобы не отпугнуть нищего. Он говорит: Даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). Он Сам глубина богатства См.: Рим. 11: 33.См.: 1 Пет. 1:19. Ему нужны не деньги, а благодарность. Он нас приобрел драгоценной кровью’, а не продал. Об этом мы могли бы сказать больше, но, помнится, мы рассуждали об этом в другом месте См.: spir. s. 3:127-128. .

 

Итак, согласно сказанному Господом, в Котором сокрыты сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), о которых никто прежде не знал, подобает мне потрудиться и в погребении Его, чтобы уверовали, что упокоилась Его плоть, но не увидела нетления1, и чтобы смерть Его тела наполнила наш дом благоуханием, убеждая нас, что Он предал дух в руки Отца Ср.: Пс. 15:10.См.: Лк. 23.46. Ср.: Пс. 30:6.и неподвластная смерти божественная природа не подверглась страданиям вместе с телом.

 

Пойми, как тело Сына благоухает миром: Его тело было совлечено, но не погибло; Его тело — непрерывная традиция Писаний, Его тело — Церковь. Мы благоухание Его тела См.: 2 Кор. 2:15. , и поэтому подобает нам почтить Его телесную смерть; и хотя она не нуждается в наших почестях, в них нуждаются нищие. Я окажу почет Его телу, если стану проповедником Его наставлений и смогу открыть тайну креста язычникам. Украсил Его тело апостол, сказавший: Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1:23—24). Кресту оказывают почтение, когда благодаря Евангелию то, что по невежеству считается безумным, начинает осознаваться как премудрое. Мы можем показать, как крестом Господним разрушается сила врага. Миро возлил я на Тело Господа, и то, что казалось мертвым, начало дышать.

 

Всякий пусть устремится приобрести своим трудом и старанием алавастровый сосуд с миром добродетелей, не малоценное что-то и обыденное, но многоценное миро в алавастре, миро чистое и подлинное. Кто собирает цветы веры и проповедует Иисуса Христа распятого, тот распространяет благоухание своей веры по всей Церкви, которая есть Тело Христово См.: Еф. 1:23. . Она, мертвая для мира, упокоилась в Боге. Весь дом наполняется благоуханием Господних страданий, благоуханием Его смерти, благоуханием воскресения, и каждый из числа священного народа может сказать: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Распространяется аромат, благоухает миро в теле, если кто может сказать: Мир для меня распят (Гал. 6:14). О если бы и я мог это сказать! Мир распят не для того, кто любит богатство, любит мирские почести, любит свое, а не Христово или любит видимое, но для любящего невидимоеСр.: 2 Кор. 4:18. ; не для жаждущего жизни, но для спешащего разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23). Вот что значит взять крест и следовать за Христом См.: Лк. 9.23.— умереть и быть погребенными вместе с Ним, стать благоуханным миром, которое женщина пролила для Его погребения. Драгоценное это миро, проповедающее имя Христово вширь и вдаль, поэтому пророчески было сказано: Миро излиянное имя Твое (Песн. 1:3), — излиянное для того, чтобы вера благоухала сильнее.

45 стих: ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

Целование ног Христа

Ноги Христа целует тот, кто, читая Евангелие, познаёт деяния Господа Иисуса и с благоговейным чувством дивится им, и потому благочестивым поцелуем словно омывает стопы приходящего Господа. Дадим же Христу целование единения. Читающий да разумеет. <…> Церковь не перестает целовать ноги Христа и потому в Песни песней просит не об одном поцелуе, а о многих. Подобно святой Марии, она внимает всем Его речам, все Его слова приемлет, когда читается Евангелие или пророки, и ece\Lvo слова она сохраняет в сердце своём (Лк 2:19). Таким образом, одна лишь Церковь имеет целование, словно невеста, ведь поцелуй — залог будущей свадьбы и предвестник супружества.

46 стих: ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

Помазание елеем

Церковь и омывает ноги Христа, и волосами своими отирает, и елеем смазывает, и умащает благовонием, поскольку она не только лечит раненых и поддерживает ослабленных, но также окропляет их сладостным благоуханием благодати. И не только на богатых и могущественных, но и на мужей незнатного происхождения изливает она равную благодать, на одних весах всех испытывает, на одно лоно всех принимает, на одной груди согревает.

 

 

Единожды умер Христос, единожды был погребен, но ежедневно желает, чтобы ноги Его умащались благовонием. Чьи же ноги мы умащаем? Ноги Христа, то есть тех, о ком Он говорит: Что вы сделали одному из этих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Эти ноги омывает та самая евангельская жена, их она орошает своими слезами; так самым последним отпускается грех, омывается их вина, даруется помилование. Эти ноги целует тот, кто любит даже самых последних людей из святого народа; эти ноги умащает благовонием тот, кто даже самым ничтожным уделяет благодать своей кротости. В их лице должны почитаться мученики, в их лице — апостолы, в их лице — Сам Господь Иисус.

 47 стих: А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

Итак, наша любовь — Христос. Эта любовь — благо, когда Он отдал Себя смерти за грехи: эта любовь — благо, потому что она отпустила грехи. И потому пусть наша душа облечётся в любовь, в любовь такого рода, которая крепка, как смерть (Песн 8:6), потому что как смерть — конец грехов, так и любовь, ведь любящий Господа перестаёт грешить. Потому что любовьне мыслит зла, не радуется неправдевсё покрывает (1 Кор 13:4-7). Ведь кто же та, которая не ищет своего, но ищет чужой пользы? Сильной бывает смерть через купель крещения: через неё погребается всякий грех и отпускается вина. Столь велика была любовь, которую несла в себе та евангельская жена, что о ней Господь говорит: Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк 7:47). Сильна и смерть мучеников, уничтожающая прежний грех; и сильна она, и равна ей любовь, сопоставимая со страданиями мучеников, потому что уничтожает наказание за грехи.

48 стих: Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 стих: И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 стих: Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Власть прощать

Иисус пришел, чтобы простить должникам многое и малое, явить милость малым и великим, чтобы не осталось никого, кто бы не участвовал в Его доброте. Как подтверждение и простой пример Своей милости Он освободил ту нецеломудренную женщину от ее многих прегрешений, говоря: прощаются тебе грехи (Лк 7:48). Заявление, подобное этому, поистине достойно Бога! Это слово, соединенное с высшей властью. Поскольку закон осудил тех, кто грешил, то кто же мог заявлять вещи выше закона, кроме Того, Кто установил его? Он одновременно сделал две вещи: освободил женщину и обратил внимание того фарисея и тех, кто вкушал с ним пищу, на более возвышенные вещи. Они узнали, что Слово, будучи Богом, не был похож ни на одного из пророков, а гораздо превосходил меру человеческую, хоть и стал человеком.

 

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация