Воскресение из мертвых является одним из основных столпов христианской веры. В символе веры мы читаем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Это воскресение из мертвых стало возможно благодаря воскресению Господа Иисуса Христа. Он воскрес из мертвых и проложил всем людям путь от смерти к жизни: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 9). Он сделал принципиально возможным вечную жизнь для верующих в Него. Сам Бог, облекшись в человеческое естество, приняв на Себя человеческое тело и человеческую душу, прошел через смерть и воскрес. Теперь человеческой природе – душе и телу человека усвоена возможность воскреснуть.
Ниже хотелось бы привести примеры воскресения из мертвых. Необходимо отметить, что эти факты лучше назвать воскрешением. На данный момент воскрес из мертвых в полном смысле этого слова только Господь Иисус Христос. Поэтому апостол Павел называет Его первенцем из умерших. Ведь люди умирали столетиями, а Христос первый навсегда победи смерть и она больше не властна над Ним. Это отличает воскресение Христа от воскрешения других людей. Всеобщее же воскресение умерших будет при Втором Пришествии Господа Иисуса. Поэтому те примеры, которые будут ниже приведены, призваны продемонстрировать силу Божию и Его желание всех воззвать к жизни.
Важнейшим и ярчайшим таким примером является Лазарь. Господь, узнав от посланников Марфы и Марии о болезни Лазаря, пришёл в Вифанию лишь на третий день по его смерти, пробыв «два дня на том месте» (Ин. 11: 6). Промедление Господа прийти на помощь другу Святые Отцы[3] согласно объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего — чудо, дотоле неизвестное Израилю: «Для чего же ‘пробыл’? Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ (Ин. 11: 39)».
«Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 43-44).
Весьма образно описывает это чудо святитель Амфилохий Иконийский: «Только Господь возгласил: ‘Лазарь, иди вон!’ (Ин. 11: 43), и тотчас тело исполнилось жизнью, волосы вновь произросли, пропорции тела пришли в надлежащее соотношение, жилы снова наполнились чистой кровью. Ад, пораженный в самые недра, отпустил Лазаря. Душа Лазаря, вновь возвращенная и призванная святыми ангелами, соединилась с собственным телом».
Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», — возглашает святая Церковь устами прп. Андрея Критского на повечерии пятка седмицы ваий.