Вечерня — первое богослужение суточного круга. Она собой изображает основные моменты Ветхого Завета. Необходимо понимать, что Ветхий Завет – это не только часть Библии, но и особый исторический период в жизни человечества. Этот период характеризуется ожиданием пришествия Спасителя. Вечерня начинается с чтения или пения 103 псалма, главная тема которого — сотворение мира Богом. В нем восхваляются деяния Творца и описывается мир со всеми его обитателями.
Воспоминание о сотворении мира переплетается с темами грехопадения Адама и покаяния. Они отражены в т. н. светильничных молитвах, которые священник про себя читает во время пения 103-псалма. Всего молитв семь. Светильничными они называются потому что в это время по церковному уставу полагается зажигать в храме свечи и лампады. Священник читает светильничные молитвы перед Царскими Вратами, что напоминает о покаянном плаче Адама у закрытых врат рая. После 103 псалма, который может как петься, так и читаться, в зависимости от торжественности богослужения, начинается великая ектения. Этот элемент богослужения заимствован из синагогальной службы и состоит из ряда прошений-призывов к молитве и является важной частью вечерни, утрени и Литургии.
С темой покаяния связаны и избранные тексты из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», которые исполняются далее. Они пропитаны тоской падшего человека по Богу и надеждой на милосердие Божие. Эти псалмы показывают, что человеку ненужно отчаиваться в своем положении, в котором он оказался в результате грехопадения. Бог принимает его покаяния и обещает спасение.
Центральная тема вечерни — это тема Света. В одном из ее главных песнопений — «Свете Тихий» Светом называется Сам Христос. Это песнопение считается одним из самых древних молитвенных текстов. Оно выражает молитвенные переживания древних христиан, которые, наблюдая вечерний заход солнца, обращали свои молитвы ко Христу — Свету, Который не заходит никогда. Как писал святитель Киприан Карфагенский в III веке, «поскольку Христос есть истинное солнце и день истинный, то при захождении солнца, когда молимся и просим, да приидет на нас свет, молимся о пришествии Христовом, имеющем подать благодать света вечного».
Тема света, принесенного Иисусом Христом людям, находит продолжение и в славословии Симеона Богоприимца, ветхозаветного праведника, который жил ожиданием исполнения пророчества о пришествии в мир Спасителя. Именно он и встретил в Иерусалимском храме принесенного туда Иосифом и Марией младенца Иисуса.
Так, вечерня охватывает период от Творения Мира до Пришествия в этот мир Творца для спасения мира от греха. Прочувствовать эти моменты истории, прожить их может каждый из нас, придя на вечернее Богослужение.
Необходимо отметить, что чаще всего вечерня служится в соединении с утреней, так сложилась приходская практика. Перед праздниками по уставу служится всенощное бдение, состоящее из вечерни и утрени. По такому же принципу составлены и обычные будничные вечерние богослужения.