В текущем 2025 году празднуется важный исторический юбилей – 1700 лет Первому Вселенскому Собору. Мало какие события такой давности имеют значение и в наши дни. Что же произошло в те далекие времена и почему мы вспоминаем это событие? Важно отметить, что собрания таких масштабов раньше не проходили. Вселенский – значит не поместный, а не имеющий границ собор. Собор – это собрание христиан из разных населенных пунктов. В таких собраниях, конечно, как и в богослужениях, главенствовали епископы. Соборы были известны с Первого Века. Так, события Апостольского Собора в Иерусалиме описаны в книге Деяний Святых Апостолов. Вселенские соборы отличаются от поместных тем, что на них представлены епископы из разных стран. Не только области Римской Империи были представлены на Вселенских соборах, но и из соседних стран. Раньше культуры этих стран могли встречаться друг с другом только благодаря торговле или войне, но Вселенский Собор объединил христиан разных стран и культур – Византийской (Восточной Римской) Империи, Персии, Армении и из Рима. Важно отметить, что именно Церковь послужила тем фундаментом, на котором люди разных культур смогли объединиться. Поэтому, любые глобальные объединения без духовного фундамента, которым является Христос, обречены на провал.
Итак, в этом году мы вспоминаем особое событие, которое заложило основы для международного общения христиан, которое показывает, что нет границ у Христовой Церкви; и что важнейшие решения Церкви распространяются на всех христиан. Причиной же для собрания епископов со всего мира явилась ересь александрийского пресвитера Ария, который утверждал, что Христос во всем подобен Отцу, но не равен Ему. С этим мнением не согласился архиепископ Александрийский Александр и его помощник, диакон Афанасий. В Богословских спорах христиане высказали правильное понимание слов Христа о том, что Он и Отец – едины. Употребляя все свои знания, утонченные философы доказывали христианское учение о Троице. Помимо ученых епископов на соборе, который состоялся в Никее в 325 году, присутствовали и епископы-простецы, например святитель Спиридон Тримифунтский, который наглядно показал единство Трех Ипостасей в Троице. По преданию, Великое чудо сотворил святой Спиридон Тримифунтский на I Вселенском Соборе. Чтобы обличить арианскую ересь, святой Спиридон, хотя и был всю жизнь пастухом, а не богословом, вступил в спор с греческим философом Евлогием. Святитель в своей простой речи исповедовал истинное православное учение и опроверг заблуждения ариан. А чтобы доказать истинность догмата о Единстве Пресвятой Троицы, святой взял в руки плинфу (кирпич) и крепко сжал. В этот момент из плинфы вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а в руках чудотворца осталась глина. «Се три стихии, а плинфа одна, – сказал святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Увидев такое чудо, Евлогий сказал: «устами его говорил Сам Бог». После этого он принял святое Крещение и стал ревностным защитником христианства.
Однако, среди сторонников Ария тоже были образованные люди, в частности Евсевий Кесарийский, который писал Александру Александрийскому о том, что Сын является творением, во всем подобным Отцу и что через Него все сотворено, но сам Сын не может быть равен Богу Отцу. Впоследствии и Евсевий подписал постановление Собора, которые закреплены в первых семи членах Символа Веры. Одним из важнейших достижений собора является включение в символ веры слова «единосущный» — Сын единосущен Отцу: «Единосущна Отцу», как мы поем в Символе веры.
Это достижение великих богословов говорит о том, что Бог не далек от человека, что Сам Творец Мира стал человеком для спасения мира. Эта вера стала общей для всех христиан. Кто не исповедает Христа Богом не имеет отношения к христианству. Однако, враги православия ополчились на великих богословов и еще несколько десятилетий не позволяли им служить – изгоняли из городов, отправляли в ссылки. Так истина, восторжествовавшая в Никее, прошла проверку историей. Святые в тот сложные период сохранили исповедание православной веры и передали нам. Это исповедание и поныне пребывает основой Православной Церкви.