Литургия – главное христианское Богослужение. В переводе с греческого языка это слово значит «общее дело». До революции эту величайшую службу часто называли обедней, желая приурочить её к времени суток, однако такой подход, применимый к другим Богослужениям Православной Церкви, не применим к Божественной Литургии. Общественные богослужения церкви привязаны ко времени суток – вечерня, утреня, повечерие, полунощница… Но Литургия может служится в разное время суток. В крупных храмах, называемых соборами, по воскресеньям и праздникам, а ив некоторых монастырях и лаврах даже в будни бывает несколько литургий за сутки. Однако, один человек может участвовать в литургии только раз в сутки. В праздники бывает, как говорится в церковном уставе «литургия порану» — тогда она служится в полночь. Бывает предусмотренные уставом случаи, когда литургия должна служится вечером, но обычное время совершения литургии – это утро. Почему же для этого богослужения нет строго определенного времени и что значит участвовать в нем?
Дело в том, что литургия выходит за рамки человеческого бытия. Можно сказать, что эта служба, во время которой не человек служит Богу, а Бог служит человеку, принося себя в жертву за мир. Литургия соединяет человека с Богом, приобщает его Божественной вечности. Основанием для совершения литургии для нас служат слова Спасителя, которые он сказал на Тайной Вечери: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Но это воспоминание таинственно и приходя на литургию мы оказываемся на Тайной вечери. Именно об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в словах молитвы: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими».
Таким образом, участие в литургии – это вкушение Тела и Крови Христа, которые Господь преподает Своим ученикам на Тайной вечери. Тот, кто причащается, участвует в общем деле Церкви – Литургии. Можно сказать, что это общее дело Христа, как Главы Церкви и верующих во Христа членов Церкви. Некоторые говорят, что такой взгляд на Литургию умаляет Голгофскую Жертву, пытается ее повторить. Однако, на Литургии, как и на Тайной Вечери, человек реально приобщается к Божественной Вечности. Ведь Совет Пресвятой Троицы о спасении мира называется предвечным. Бог до начала времен положил во Своей власти спасти мир через страдания на Кресте. Мир, который еще не был сотворен, уже был предназначен для спасения Христом. Поэтому, приходя на Литургию и причащаясь, верные сопричитаются Божественной вечности. Таким образом, Литургия – это не повторение Голгофской Жертвы, а таинственной вхождение Церкви в Божественную реальность, где времени уже нет. Поэтому пусть каждый из нас дорожит возможность бывать за Литургией и причащаться Святых Христовых Таин – Его Пречистого Тела и Святой Крови.
Благодаря Литургии Церковь имеет неоценимый дар богообщения, к которому надо себя готовить воздержанием от излишней суеты и всячески остерегаясь греха. Для такой подготовки установлено молитвенное правило, которое должно вводить человека в преддверие Божественной службы. Однако, внимание человека зачастую бывает рассеяно не только во время подготовки ко причастию, но и в храме, во время литургии. Будем всячески настраивать себя на внимание к Величайшей Тайне Божественной Любви, чтобы оказаться не отвергнутыми Богом, как Иуда, но принятыми Христом, как прочие ученики. Этому да способствуют слова песнопения: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Ведь теперь мы призваны к общему делу , не останемся в стороне.