Приходится слышать такое мнение, что священники – догматисты, а поэтому им нельзя свободно размышлять на разные темы. Догматы, якобы подобные оковам, не дают рассуждать, отходить от некоего стандарта, от нормы. Более того, человек, живущий в рамках догматики, оказывается не только несвободным, но и более того, он оказывается неискренним. Ведь получается, что отцы Церкви навязали ему своё догматическое мнение и теперь он не волен отступить от этого мнения, даже если несогласен с ним.
На самом деле, такое мнение глубоко ошибочно и неверно. Догматы – это не рамки, ограничивающие наши возможности, это ориентиры в безбрежном океане богословия. Ограничить наши знания о Боге могут только наши грехи и несовершенства человеческого познания, но никак не догматы. Догматы, или нечто подобное им есть и в науке. Каждому со школьной скамьи известно, что параллельные прямые не пересекаются. Эта аксиома помогает делать правильные построения. Основываясь на этом здании, люди столетиями строили здания, прокладывали дороги, возводили мосты. Эта теоретическая данность подтверждена миллионами практических опытов. Эта, как говорят, сухая теория, дала свои плоды на практике. Так же и догматы веры дают свои духовные плоды.
Но кто-то может возразить и сказать, что в разных христианских деноминациях есть различия в догматике и будет прав. Мало того, современному человеку проще просто жить с мыслью, что Бог в душе и никаких догматов не существует. Однако, не вдаваясь в богословскую полемику, хотел бы отослать критика к мнению современного ученого-математика и просто верующего православного христианина Алексея Савватеева, который говорит, что «Православный, когда сталкивается с набором фактов, смиренно, долго, крепко помолившись вместе со всеми на общей соборной молитве, раскладывает всё по полочкам и пытается разобраться. Самый лучший ученый — это православный ученый. В любой области. Все лучшие ученые — православные! За математику, по крайней мере, я отвечаю (исключения всегда есть, но они лишь подтверждают правило). Потому что чтение Библии и правильное ее толкование очень похоже на научный процесс. И поэтому с Библией тебе проще заниматься наукой и труднее попасть в ловушку неверной логической картины».
Можно сказать, что Православные догматы дают человеку целостную картину мира, основанную на правильном понимании Священного Писания и Священного Предания. Они дают человеку понятие духовной реальности и духовной лжи. Человек, утвержденный в догматах, знает где правда, а где ложь. Такой человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Так как догматы основаны на Божественном откровении, то они открывают человеку больше, чем он смог бы познать своими собственными силами, основываясь только на своём опыте и жизни. Но, тем не менее, догматы подтверждаются духовной жизнью Церкви. Так, кратким изложением догматов является Символ Веры, который поётся всеми за Божественной Литургией.
В этом факте лежит разгадка тайны догмата. Догмат, непонятный стороннему наблюдателю, становится понятным, родным и близким человеку верующему и молящемуся. Ведь не даром Святые отцы говорят: «Если ты богослов, ты молишься хорошо, и если ты хорошо молишься, то ты богослов».