Ипостась – важнейший богословский термин, в истории и значении которого мы бы хотели разобраться. В чисто филологическом плане необходимо отметить, что это слово греческого происхождения и в одном из своих прямых значений может означать опору, основу и мощь. Ипостась – это то, на чем все держится, это утверждение и точка опоры. Со временем этот термин оброс переносными значениями. Так, например, в греческом варианте Псалтири слово «ипостась» может происхождение человека, его суть. В философии стоиков был глагол, который можно передать словом «ипостазироваться» и означал он переход вещества в определённую конкретную форму. Неоплатоники, которые во многом ближе к христианству, но, тем не менее не знали Христа, составили весьма интересное учение об ипостасях. В частности, Плотин говорил о трех ипостасях – Единое, ум и душа. Действуя в соответствии со своей природой, вещь порождает в окружающем пространстве нечто подобное себе и как бы воспроизводит себя в ином: огонь нагревает, солнце освещает, ум изрекает выражающее мысль слово. То же самое происходит и в метафизической области. Единое, распространяя свое действие на иное, создает в качестве отражения самого себя Ум: «из его совершенства и соприсущей энергии рожденная энергия, получив Ипостась становится бытием и сущностью». Ум, изъясняя свое содержание во времени, порождает Душу.
В христианском богословии слово ипостась появляется у апостола Павла. Так, он говорит о Христе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1, 1 — 4). Здесь Сын назван образом ипостаси Отца. По отношении к Лицам Пресвятой Троицы слово «ипостась» стало употребляться в рамках антиарианской деятельности святителя Афанасия Великого. Речь шла о том, что Троица – это три ипостаси. В дальнейшем под ипостасью в христианском богословии стали понимать философский термин «частная сущность». Так, человек – это «частная сущность» из общей сущности человечества. А человечество – это уже общая сущность. Каппадокийские отцы посвятили рассмотрению разницы между понятиями «ипостась» и «сущность» значительное количество текстов. Вот как о взаимном отношении терминов сущность и ипостась пишет свт. Василий Великий: «Итак, мы утверждаем следующее: то, что говорится об особенном, называется ипостасью. Ибо сказавший: «человек» — неопределенностью значения явил нам некую расплывчатую мысль, так что этим именем обнаружена природа, но не обозначено подлежащее, которое обнаруживается собственным именем. Сказавший же: «Павел» — указал в обнаруживаемой именем вещи подлежащую природу. Вот это и есть ипостась — не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за общности обозначаемого, но понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства…». Далее, великий учитель говорит о том, что для понимания ипостасей в Троице необходимо найти отличительные свойства Отца и Сына и Свтого Духа. Все Ипостаси Пресвятой Троицы обладают Божественными свойствами, особо из всех свойств святитель выделяет нетварность. Значит и Сын, и Отец, И Святой Дух не сотворены. Но есть отличительные свойства Ипостасей: Отец нерожден, Сын рожден от Отца прежде всех веков, Святой Дух исходит от Отца.