Пасха, или песах – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля).
Праздник этот установлен Господом пред исходом израильтян из Египта в то именно время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь – смерть первенцев от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. XII, 2–27). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа (Мф. XXVII, 15).
Особо важно осмысление Пасхи Апостолом Павлом, который хорошо знал все ветхозаветные установления и давал им новозаветное толкование. Так, к коринфянам он пишет: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5, 6-8). Здесь апостол говорит и об обрядовой стороне праздника. В еврейской практике исключение квасного хлеба не только из рациона, но и вообще из пределов дома, стало детской игрой, когда маленьким детям предлагается найти остатки квасной продукции, обыскивая все уголки дома. Апостол же возвышается над этим уровнем и говорит о безквасии как об отсутствии греха. Такую святость и безгрешность может дать нам только Господь Иисус Христос, который уподобляется Пасхальной Жертве. Кровь жертвенного ягненка стала спасительной для еврейских первенцев. Ведь, помазав косяки жертвенной кровью, евреи избавили своих первенцев от смерти, а египтяне, не принесшие пасхальной жертвы, пострадали. Так и нашей жертвой, пасхальным ягненком, искуплением нашей жизни становится Христос, умерший за нас.