Мона́шество – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.
Мона́х (от греч. μοναχός одиночный) – христианин, всецело посвятивший себя Богу через принятие обетов послушания, нестяжания и целомудрия. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу и именуется монашеским постригом.
Монашество по своему замыслу является подражанием Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.
Монашество становится массовым в IV веке, когда прекратились гонения на христиан. Если раньше вера была подвигом и жертвой, готовностью на мученичество, то теперь христианство становится государственной религией, и жаждущие подвигов устремляются в пустыни Палестины и Египта, чтобы там создать свое «государство в государстве».
Основателем пустынножительства и иночества является прп. Антоний Великий (☨356) – память 30 января. Он родился в Египте в богатом христианском семействе. Когда ему было 18 лет, родители его умерли, и он остался наследником значительного состояния. Однажды, придя в церковь, он услышал слова Евангелия: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною”. Это изречение благочестивый юноша принял как божественное призвание и поступил так, как было сказано: продал свое имение, деньги раздал бедным, а сам удалился к одному старцу-отшельнику, и под его руководством предался подвижнической жизни (стал анахоретом).
Преподобный Антоний основал иночество отшельническое, скитское. По установленному им порядку, подвижники, находясь под руководством одного старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах. Такие подвижнические общины назывались лаврами.
Ещё при жизни преподобного Антония появился другой род иноческой жизни – иночество общежительное. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением одного аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях, следуя одним общим правилам. Такого рода общины назывались киновиями (общежитиями).
Основателем общежительного монашества был преподобный Пахомий Великий (☨348) – память 28 мая.