SENIM

Истоки древнехристианского искусства

Древнехристианское катакомбное искусство восходит к периоду поздней античности. Нет ничего удивительного, что христиане заимствовали многие художественные формы у классических народов. Самостоятельная деятельность древних христиан была направлена на внутреннюю сторону христианства, необходимо было четко изложить догматы и защищать их. Что же касается внешней оболочки догмата, то она составляет уже второй шаг в историческом развитии христианства. В Священном Писании Нового Завета нет никаких указаний на то, как должно совершаться богослужение и какие предметы для этого необходимо использовать. Здесь мы видим определенное противопоставление Ветхому Завету, где было довольно подробно описано богослужение и священные принадлежности храма. Были там и упоминания о священных изображениях ангелов. Почему же в Новом Завете нет таких точных описаний внешней стороны христианской жизни? Видимо, Господь дал своим последователям свободу в определении этих художественных норм. Главное, что они были глубоко верующими и четко отделяли себя от остального мира. Именно вера была их сокровищем и на этом основании христиане строили свое искусство. В то же время христиане не отделялись по культуре от других людей, оставаясь представителями своей культуры – римской, греческой, персидской, еврейской… В то же время христианское искусство носит общечеловеческий характер, понятна и доступно всем.

Именно эти культуры, в которых росли первые христиане оказали важное влияние на христианское искусство. Причем важно отметить, что в античных культурах христиане не могли принять языческую составляющую, но многие мифы были перетолкованы как аллегории и восприняты христианами в новом свете. Необходимо отметить, что многие предметы быта в античную эпоху украшались изображениями. Это прикладное искусство стало основой для христианского искусства. Христиане в обычной жизни входили в тесное соприкосновение с язычниками, хорошо знакомы были с их обычаями и обстановкой, впитали их с молоком матери, а потому не могли оставить невинных привычек. Тем не менее, языческие и христианские произведения искусства периода поздней античности имеют, помимо сходства, серьезные различия. В видоизмененную форму языческого искусства вкладывалось христианское содержание. Какова религиозная догма – таково и искусство. Чем более возвышена догма, тем более возвышено искусство. В язычестве нравственность и добродетель сопоставлялись с внешней красотой. Не таково искусство христианское. Здесь центр тяжести перенесен на духовную область человека. Но эта духовность христианства мирится и с внешне природой. Во внешней природе не один только грех. Христианское искусство стремится к тому, чтобы одухотворить эту природу, возвести ее в степень идеального, тогда как классическое искусство стремилось к подчинению духа этой природе. Поэтому в классической культуре больше пластики, а в христианской – живописи. Язычество показывало торжество трехмерного мира, живущего во времени, где и боги мыслятся не независимыми от времени и обстоятельств. Христианство говорит о том, что мир гораздо глубже и имеет больше измерений, а Бог – Творец мира неизъясним человеческим умом.       

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация