В святоотеческих творениях присутствует понятие «страсть», которое, в зависимости от контекста, может пониматься различно. Так, прп. Иоанн Дамаскин объясняет понятие «страсть» следующим образом: «О страсти говорят в двояком смысле. Ибо говорят и о телесной страсти, как [например] болезнях и ранах; говорят, в свою очередь, о страсти и душевной: как похоти, так и гневе. По общему же мнению и вообще страсть живого существа есть то, за чем следует удовольствие или печаль». Говоря же о душевных страстях, он утверждает: «Определение же душевных страстей такое: страсть есть чувственное движение желательной способности, вследствие воображения блага или зла. Или иначе: страсть есть неразумное движение души по причине представления блага или зла. Представление блага, конечно, возбуждает желание; представление же зла – гнев».
Согласно учению епископа Немесия Эмесского, понятия «чувственно-пожелательные…» и «эмоциональные способности» тесно связаны с понятием «страсти». Вожделение и гнев, как разновидности страстных начал и способностей неразумной страстной части души, существуют и проявляют себя в человеке. Они негативно и губительно действуют, когда выходят из-под контроля разума и перестают подчиняться ему. В таком случае, вожделение превращается в желание и наслаждение греховными удовольствиями, а гнев проявляется в желании мщения, злобе и ненависти. Именно здесь закладывается основа для появления греховных страстей, их корни уходят в неразумную и противоестественную деятельность части души, которая должна была подчиняться разуму, но вышла из-под его контроля. Греховные страсти (которые принято классифицировать в виде восьмичастной схемы) представляют собой разновидности этих двух основных способностей, вышедших из подчинения разуму у грешника
«Страсть достойна порицания, как неестественное движение души», – учит прп. Максим Исповедник. По словам Климента Александрийского, страсть есть возмущение против природы. Прп. Исаак Сирин называет страсть недугом души, а св. Исаия Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. Св. Иоанн Дамаскин называет страсть движением энергии против природы.
Противоестественность греховной страсти обнаруживается, в частности, в том, что она препятствует естественному для человека единению с Творцом. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, в явлениях и предметах преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).
Выделяя восемь основных страстей, христианские подвижники настаивают, что греховными страстями являются порочные душевные состояния, а не естественные для человека потребности. В связи с этим прп. Иоанн Лествичник утверждает: «Заблуждают те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти». В данном случае, термин «страсть» употребляется в его негативном значении.