Уны́ние (греч. ἀκηδία) – временное состояние или укоренившаяся греховная страсть, зачастую проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворённости и опустошения (в отличие от печали), заключающаяся в расслаблении сил человеческой души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности.
Однако с аскетической точки зрения главное в состоянии уныния – не часто сопровождающие его подавленность и плохое настроение, а нежелание или неспособность в это время заниматься самоуглублением и молитвой, делами, присущими духовной жизни. На греческом ἀκηδία означает именно «беспечность, беззаботность, небрежность», а не угнетённое состояние. Его при унынии в аскетическом понимании может и не быть.
Уныние может проявляться в том числе и суетностью, когда человек постоянно мечется, или все время находится в общении, развлечениях, лишь бы не остаться один на один с самим собой. То есть человек, который не страдает унынием, есть человек, занятый внутренним, а человек, который страдает страстью уныния, есть человек «внешний», распыляющийся.
Уныние имеет внутренние причины (нерадение, осуждение и т.п.), в отличие от печали, которая вызывается каким-то внешним событием. Чтобы это легче было запомнить: человека опечаливают (внешняя причина), а в уныние он впадает (внутренняя причина).
Главной причиной уныния является неверие в Промысл Божий (Лк.12:7), охлаждение веры, ослабление надежды. Обстоятельства нашей жизни (даже самые суровые испытания) должны служить делу нашего спасения в вечности. Следствия наших грехов и ошибок следует воспринимать как средства покаяния в них.
Имея твердую веру в Бога и доверяя Ему как благому, всемогущему, премудрому и человеколюбивому Промыслителю, христианин, испытывая трудности, неприятности или скорбь, сочтет нужным (вместо того, чтобы предаться унынию) по-христиански осмыслить сложившуюся ситуацию, обратиться ко Господу в молитве с просьбой о помощи. При этом постарается приложить и другие усилия к преодолению искушения впасть в это греховное состояние. Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.
Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.
Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго. В ряде случаев это приводит к длительным запоям. Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.
В рамках духовной жизни уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового богослужения оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию помыслов; в более острых формах уныние может перерасти в отчаяние и даже вовсе отвлечь человека от Церкви.
Противоположные унынию добродетели суть радость о Господе, трезвение, надежда и упование на Божественный Промысл.