Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющаяся либо в обильном потреблении пищи (объедении), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). Cтрасть чревоугодия выделяется в числе восьми особых греховных страстей.
В наиболее грубом своем проявлении чревоугодие приводит к тому, что значительную часть своих устремлений страдающие этим недугом чревоугодники направляют на угождение своему чреву, вместо того, чтобы направлять их на угождение Богу, так что по слову апостола Павла, «их бог – чрево» (Флп.3:19). При таком внимании к получению удовольствий от потребления пищи, чревоугодие расценивается как смертный грех. Однако простое вкушение пищи и питья сверх необходимого, согласно суждению блаженного Августина, не является смертным грехом.
Преподобный Амвросий Оптинский писал о 3-х степенях сытости:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Формы проявления чревоугодия:
- влечение к потреблению чрезмерно большого, неоправданного физиологически количества пищи – многоядение (чревобесие, чревонеистовство);
- чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству – гортанобесие;
- чрезмерное влечение к застольям и пиршествам;
- чрезмерное влечение к алкоголю, пьянство;
- пристрастие к определенного рода пищевым продуктам (сладкому, печеному, ароматизированным газированным напиткам, шоколаду и пр.);
- нарушение постов;
- тайноядение.
Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом здоровье человека.
В духовном отношении страсть чревоугодия опасна тем, что служит причиной формирования ряда прочих греховных страстей, таких, например, как уныние, блуд.
Согласно свт. Григорию Великому, следствием чревоугодия бывают такие пороки как неуместное веселье, непристойное шутовство, нечистота, пустословие и тупость ума.
Одна из разновидностей чревоугодия – пьянство – может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего: лжи, сквернословия, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств.
Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника (Флп.3:19). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32:15).
В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем, к тяжелым заболеваниям.