Мы знакомы с египетскими пирамидами, но мало кто из нас знает, что Египет – родина христианского монашества. В книге поучений древних египетских старцев-монахов говорится: «Некий человек спросил одного старца: «Почему, когда я сижу в моем жилище, мое сердце бродит повсюду?». Ответил ему старец: «Потому что больны твои чувства внешние: зрение, слух, обоняние, речь. Если же ты направишь их деятельность на чистоту, то чувства внутренние будут в покое и здравии».
Исходя из этой мудрости, мы можем понять, что любая невоздержанность может доставить человеку массу проблем. Яркий и вполне очевидный пример – злоупотребление алкоголем. Человек, знающий коварство этого продукта, который может помрачить рассудок, должен вести себя воздержанно, иначе вся его жизнь может пойти под откос.
Более подробно этот принцип можно рассмотреть на других примерах. Так, если человек не умеет внутренне переключаться от одного послушание на другое, ему не миновать сложностей. Например, если человек идет с работы домой, но все его мысли остаются на работе, он не сможет принести домой радость, ему не интересно будет общаться с ближними, он не сможет разделить с ними общение, принесет им огорчение. Человек не должен привязываться ни к чему, даже к работе, потому что для полноценного развития личности, для личной жизни человека важно развивать разные сферы.
Так, преподобному Антонию было открыто Богом, чтобы он чередовал молитву и работу. Таким образом поступая, человек получает равномерное развитие, и его работа становится благословенной, так как освящается молитвой. Пожалуй, молитва может не иметь границ и в ней нельзя воздерживаться, но человек, не имеющий достаточно внимания, не сможет беспрестанно молиться. Поэтому во всем нужно рассуждение. Нельзя торопиться, необходимо все обдумывать, это будет проявлением воздержанности.
Человек, помраченный греховными страстями, ставший подчиненным своим привычкам, должен учиться воздержанию, ибо его греховные привычки призывают его к неумеренности жизни, желая погубить его плоды. Важно понять, что даже в добрых делах важна своевременность и умеренность. Так и Бог «… даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде» (Иоиль 2, 23). Бог положил в своем творении меру всякой вещи. В этой Божественной Премудрости заключается Его любовь к созданию. Ответственно относясь к делу рук Своих, Господь, дает ему подкрепление. Так и мы, если хотим направить свою жизнь в верное русло, должны умело и умеренно развивать добрые качества. Для этого нам необходимо запастись терпением, ко всему подходить внимательно.
Нет предела только в деле богопознания, так как Бог не имеет предела. Поэтому внимательный ум во всех своих занятиях поучается Божественной Премудрости, а пустые и ненужные, а тем более вредные дела не допускает.