Мы уже говорили о молитвослове и о молитвенном правиле. Может быть не всем ясен смысл выражения «молитвенное правило» и есть необходимость его пояснить.
Так как в названии фигурирует слово «правило», то значит, что чтение тех или иных молитв считается правильным и обязательным. Проще говоря, чтение этих молитв становится для нас ежедневым правилом, без которого мы не начинаем свой день. Это как правило гигиены. Без них можно прожить, но качество жизни заметно снизится. Возможно, снизится и ее продолжительность. Поэтому человек не связан правилом, но его наличие делает его жизнь лучше. Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствовал о том, что его духовный отец, преподобный Симеон Благоговейный, изменял его молитвенное правило в зависимости от духовного состояния. Так, ранее мы говорили, что человек, который не может долго молиться, по совету преподобного Серафима Саровского может читать краткое правило. Если же человек имеет возможность посвятить молитве около получаса утром и вечером, он может начать читать утренние и вечерние молитвы по молитвослову. Со временем, когда он начнет понимать, все, что там написано, а для этого может понадобиться помощь более опытного христианина, то скорость чтения может стать быстрее. Однако, ни к быстрой, ни к медленно молитве мы не стремимся. Мы должны стремиться к внимательной молитве.
В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила совместно, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Можно читать совместно несколько выбранных молитв утром/днём/вечером.
Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь»), и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет её.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.
Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одного слова не произносить бессмысленно или без точного осмысления.
Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня следует творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.