0:00 / 0:00
Ад

Ад, в который сошел Господь, где обитали и праведники и куда прежде Господа сошел и сам святой Предтеча, означает царство смерти – жилище, в котором ощущались скорбь, немощь, боль и печаль, овладевшие человеческим естеством вследствие и при посредстве греха. Ведь прежде Господа Иисуса Христа люди были рабами смерти; явление Богочеловека освобождает человеческое естество от этого рабства, упраздняя всемогущество и всевластие смерти в сфере человеческого естества и его жизни, выражаемой через тело и душу. Подверженное закону смерти людское естество по необходимости пребывало в царстве смерти, что опять-таки означает, что косвенно оно было во власти диавола как творца греха и смерти. Поэтому сошествие всемогущего Спасителя в такой ад, Его в нем пребывание и проповедь знаменуют собой разрушение ада, смерти и диавола.

Но что особенно бросается в глаза в молитвенном богословии Церкви и святых отцов, так это утверждение о том, что Господь Иисус Христос, разрушив державу смерти и одолев диавола, освободил от ада все человеческие души. Акцентируя это как объективную реальность и явное следствие пребывания Спасителя в аду, Церковь не объясняет, какими были субъективные настроения (мотивы) и состояния грешных душ, освобожденных из ада вместе с праведниками. Если и уместны здесь благочестивые предположения, то можно было бы сказать, что освобождение [и] грешных душ из ада явилось следствием Божественной проповеди Спасителя в аду, которая своей всеспасительностью и победой над диаволом и смертью была очевидной для всех душ, так что, определившись за Господа Иисуса Христа, они уверовали в Него как в Спасителя. Но, несомненно, речь здесь идет о великой Божественной тайне, через которую надобно ступать с благоговейным молчанием, останавливаясь мыслью лишь на том, что человеколюбивый Господь благоволил открыть человеческому знанию.

Свои трепетные христолюбивые чувства пред бесконечным чудом искупительного подвига Спасителя Церковь молитвенно сплетает в венцы, твердо чувствуя, осознавая и исповедуя, что искупительная смерть Спасителя имеет спасительную силу и значение и для человеческих душ в аду. «Велие чудо, яко Создатель мира, в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит». «Господи, восходящу Ти на крест, страх и трепет нападе на тварь, и земли убо возбранял еси поглотити распинающих Тя, аду же повелевал еси испустити юзники, на обновление человеков». «Иисусова Божества пребожественная сила, в нас боголепно возсияла есть; плотию бо вкушъ за всех смерть крестную, разруши адову крепость».

Прп. Иустин (Попович)

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация